ЗАПРАВКА ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Заправка летательных аппаратов горюче-смазочными материалами (ГСМ) относится к ответственным операциям, непосредственно влияющим иа работоспособность систем летательных аппаратов. Организация и обеспечение заправки ГСМ, а также ответственность за качество ГСМ и состояние заправочных средств — возлагается на службы ГСМ и специального транспортного предприятия. Заправку ГСМ производят с помощью — стационарных систем централизованной заправки (ЦЗС) или передвижными заправочными средствами, имеющими фильтрующие и раздаточные устройства, которые должны быть исправными, чистыми и опломбированными.
Перед допуском к заправке. заправочные средства должны быть осмотрены, а топливо и масло подвергнуто лабораторному анализу. Топливо перед заправкой дополнительно подвергают аэродромной проверке руководителем смеиы службы ГСМ. По результатам положительной проверки производят запись в контрольном талоне на ГСМ о разрешении па заправку с указанием даты и времени проверки. Контрольный осмотр средств заправки выполняют не ранее чем за 15 мин после прибытия заправщика иа стоянку с тем, чтобы топливо в цистерне отстоялось. При этом сливают из отстойников в прозрачную стеклянную посуду 1—2 л топлива и прибором ПОЭТ или визуальным путем убеждаются в отсутствии механических примесей, воды или кристаллов льда.
Непосредственно перед заправкой ГСМ бортмеханик или авиационный техник-бригадир обязан также .проверять чистоту топлива, оформление контрольного талона, соответствие марки ГСМ данному типу двигателя, чистоту и исправность раздаточных средств и наличие пломб на заправочном агрегате.
После заправки из топливных баков сливают отстой топлива и проверяют его чистоту
Если в топливе будет обнаружена вода или механические примеси, необходимо немедленно принять меры к удалению (вплоть до полной замены топлива в баках) и выявлению источников их. появления.
Вода в топливе вызывает коррозию агрегатов, а при отрицательных температурах может замерзнуть и нарушить подачу топлива в двигатель.
Количество добавленных в авиационное топливо присадков, предотвращающих образование кристаллов льда, указывается в контрольном талоне на топлрво, заправленное в цистерну топливозаправщика
Перед заправкой топливом необходимо тщательно заземлять топливозаправщик и летательный аппарат для предотвращения искрообразоіваїния от статического электричества.
Заправка летательных аппаратов топливом производится двумя способами: закрытая заправка через заправочные штуцеры и открытая — через — заливные горловины. При закрытой заправке распределение топлива то ‘бакам осуществляется путем автоматического или ручного управления магистралью заправки при включенной электрической сети постоянного и переменного тока. Заправка топливом при включенной электрической сети требует соблюдения особо тщателшых мер. пожарной безопасности (около летательного аппарата должны быть средства пожаротушения), запрещается включение электрических устройств и механизмов, не связанных с заправкой, и др.
Контроль процесса заправки осуществляют по приборам и сигнальным устройствам, расположенным на заправочных щитках. Контроль качества фильтрации топлива фильтрами топливозаправщика осуществляют то перепаду давления «а фильтрах тонкой очистки.
При неполной заправке заполнение баков производят в порядке, обратном выработке топлива.
Количество топлива в баках должно быть таким, чтобы оставался незаполненный объем для возможного температурного расширения топлива.
После открытой заправки необходимо тщательно закрывать пробки заливных горловин.
По истечении 10—15 мин после заправки обязательно сливают и. проверяют отстой топлива из всех групп баков.
Масло перед заправкой при температурах наружного воздуха ниже 5° С должно быть подогрето до 7.5—80° С.